Как Япония планирует справляться с логистическими проблемами? Инновационные решения страны восходящего солнца
Рост электронной коммерции (EC) по всему миру вызвал увеличение спроса на логистические услуги. По данным Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, за последние 20 лет количество логистических операций почти удвоилось, а средний размер отправляемых грузов уменьшился вдвое, что привело к более частым и мелким поставкам.
Тем не менее Япония испытывает острую нехватку рабочей силы в логистическом секторе, что усложняет удовлетворение растущего спроса. С апреля 2024 года правительство ввело правила, ограничивающие рабочее время водителей грузовиков, стремясь улучшить условия труда и повысить безопасность. Хотя это позитивный шаг, он приводит к сокращению часов, доступных для перевозки грузов и доставки, что нарушает стабильность поставок.
Численность водителей грузовиков, которая достигла пика в 980 000 человек в 1995 году, по прогнозам, сократится примерно до 520 000 к 2030 году. Для решения проблемы нехватки рабочей силы некоторые компании привлекают менеджеров и руководителей к выполнению таких задач, как погрузка, разгрузка и даже вождение.
Другой серьезной проблемой является необходимость повышения эффективности транспортировки. Средний «коэффициент загрузки», который показывает, насколько используется максимальная грузоподъемность грузовика, в настоящее время составляет всего 38%. Повышение эффективности всего логистического процесса, включая сокращение времени погрузки и разгрузки, стало неотложной задачей.
Цель – повышение эффективности
Правительство Японии хочет повысить эффективность логистического сектора. Для этого Министерство транспорта Японии совместно с другими министерствами установило конкретные числовые цели. Планируется сократить ежедневное время ожидания и обработки грузов с трех до двух часов к 2028 году, при этом каждая загрузка должна занимать не более одного часа.
Кроме того, правительство стремится увеличить средний коэффициент загрузки грузовиков с нынешних 38% до 44%, с целью достижения коэффициента загрузки 50% для половины всех грузовиков. Для достижения этих целей будут предоставляться субсидии на необходимые инвестиции, а операторы по всей стране будут периодически контролироваться для отслеживания прогресса.
Специализированные логистические пути для повышения производительности
Для решения проблемы снижения числа водителей грузовиков разрабатываются планы по строительству «Дорог автопотока». Это специализированные полосы на существующих автомагистралях, использующие разделительные и обочинные зоны для работы больших беспилотных транспортных средств, предназначенных для погрузки и транспортировки. Правительство создало исследовательскую группу для продвижения этой инициативы.
Аналогичные проекты включают швейцарские логистические туннели, где автоматизированные тележки перевозят товары между крупными городами. В июле 2024 года правительство объявило о планах провести социальные эксперименты на Autoflow Road к 2027 финансовому году. Согласно промежуточному отчету, эти испытания будут сосредоточены на разработке технологий для оптимальной скорости движения и стабильной транспортировки, а также на анализе воздействия на дорогу и автоматической загрузки и разгрузки.
Помимо решения проблемы нехватки рабочей силы, система будет работать круглосуточно и с минимальным количеством работников или вовсе без них, что повысит эффективность благодаря улучшенному планированию перевозок. В будущем собираются также организовать перевозки между Токио и Осакой, двумя крупнейшими городами Японии, позиционируя Autoflow Road как один из ключевых методов транспортировки грузов.
Оценки показывают, что до 26% товаров, которые в настоящее время перевозятся грузовиками, включая продукты питания и одежду, могут быть перемещены по Autoflow Road, что делает эту систему ключевым фактором, способным изменить правила игры в логистике.